Пятница, 22.09.2017, 07:32Приветствую Вас Гость | RSS
НОВАТОРУ.РУ
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Построение графиков функций с помощью компьютера


Автор - Бычкова Т.Е. 
 
Тема урока:

Построение графиков функций с помощью компьютера и применение их для графического решения систем уравнений и вычислению площадей фигур, ограниченных графической функцией.

 

Цель урока:

Закрепить знания учащихся по графическому решению систем уравнений и вычислению площадей криволинейных трапеций.

 

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
  2. Учебная – изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
  3. Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора. 

План  урока:

  1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.
  2. Фронтальный опрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
  3. Объяснение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах.
  4. Выполнение индивидуальных заданий.
  5. Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок. 

Ход  урока:

1.Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе.

 

2. Фронтальный опрос.

 

Учитель: На прошлом теоретическом занятии мы уже говорили о дополнительных возможностях программы Excel.

? Вспомним, для чего нужна эта программа?

Ответ: Для создания страниц, графиков и диаграмм.

 

Учитель: ? Как вы понимаете термин «Деловая графика»?

Ответ: под этим термином обычно понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или  иного производства, отрасли и любые другие числовые данные.

 

Учитель:  ? Какими возможностями для создания деловой графики обладает Excel?

Ответ: с помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет  и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, вставлять диаграммы в нужное место листа.

 

Учитель: ? При помощи какой команды меню можно построить диаграммы и графики в Excel?

Ответ: с помощью кнопки вызова Мастера диаграмм.

 

Учитель: ? Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?

Ответ: ввести знак « = » , затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формулы можно, используя окно ввода формулы.

 

Учитель: ? Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?

Ответ: нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.

 

  1. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся за компьютером.

Проводится одновременно с работой за компьютером синхронно с учителем (так как скорость работы у учащихся различна, то на этом уроке целесообразно воспользоваться помощью консультантов из числа «продвинутых» учеников).

Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Excel для графического решения уравнений n-ной степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функций (то есть нашего уравнения) с осью абцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Excel можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими значениями для нахождения корней системы уравнений графическим методом.

Для примера рассмотрим решения следующей системы уравнений:

YX = 0

Y – 2X = 9

1. Преобразуем данную систему в переведенную:

Y = X,

Y = 2X + 9

2. Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций.

 

Сначала построим таблицу. Первая строка – строка заголовка. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:

При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значения аргумента Х= -10, для автоматического заполнения всего столбца нужно в ячейку А3 занести формулу А2 + 1 и скопировать ее до ячейки А23;

При заполнении столбца В в ячейку В2 заносим формулу А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;

При заполнении столбца С в ячейку 2*А2+9, и также копируется до С23.

 

С помощью мастера диаграмм выберем тип диаграммы «Точечная» и построим черную диаграмму первоначальной оценки решений.

На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – координаты этих точек и есть решение системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от -3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5 – где находится второе. Составим новые таблицы.

 

В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Х1 = 4,2; Y1=4,8; Х2=4,2; Y2=17,5.

Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты.

 

С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения:

Это можно сделать, построив график и определив координаты точек его пересечения с ОХ,

либо построив график:

Y = X

Y = 2X - 4X + 12

и определив точки его пересечения.

Таким образом, мы видим, что используя программу Excel, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получив индивидуальные задания.

 

4. Выполнение индивидуальных заданий.

 

А) Индивидуальные задания целесообразно подбирать таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить свои знания – т.е., их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовались учебниками, по которым работают ученики на алгебре.

  
 

Б) Определение площади фигуры, ограниченной этими графиками:

 

5.Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.

 

Учитель: После выполнения заданий каждый учащийся должен распечатать таблицы и графики своего задания и получить оценки за работу. При выставлении оценки я буду учитывать и мнение учащегося-консультанта. Спасибо за работу, до свидания!

 

  1. Домашнее задание. 

Проанализировать и проверить свои индивидуальные задания, и оформить отчеты в тетради.

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сделать бесплатный сайт с uCoz